Тишина и покой заснеженного леса
«Раньше я часто страдала от головной боли, но теперь эта проблема исчезла», — говорит Иса Ориабуре Андерссон (Isa Oriabure Andersson), преподаватель шведского и испанского языков.
Когда мы приехали в школу Västervångskolan в городке Ландскруна на юге Швеции, Иса Ориабуре Андерссон вела урок шведского языка. Ученики класса 8С выполняли грамматические упражнения на определенные и неопределенные притяжательные формы. В классе 21 ученик. Некоторые из них работают самостоятельно, другие обсуждают упражнения в небольших группах.
Это как после снегопада, когда снежный ковер приглушает звуки и создает восхитительное ощущение умиротворения.
Интенсивность шума постоянно меняется, но остается умеренной даже когда множество учеников говорит одновременно.Благодаря этому Иса, переходящая от парты к парте и помогающая ученикам в их работе, может общаться с ними, не повышая голоса. Когда мы просим ее поделиться впечатлениями от новой акустической среды, Иса находит аналогию из мира природы:
«Это как после снегопада, когда снежный ковер приглушает звуки и создает восхитительное ощущение умиротворения. Кажется, что если вы заговорите шепотом, вас услышат все вокруг. От этого как-то легче дышится. Я представляю себя гуляющей на природе в окружении птичьего щебета. Конечно, на самом деле я остаюсь в классе, но ощущения у меня именно такие».
Вскоре стало не с чем сравнивать
Улучшения условий труда персонала и обучения учеников начались несколько лет назад, когда компания Thorn, занимающаяся освещением, решила провести исследование с целью выяснить, как изменения освещения влияют на учеников школы Västervångskolan и на количество потребляемой электроэнергии. После установки новых светильников возникла необходимость в светоотражающем потолке. Тогда специалисты компании Thorn обратились в компанию Saint-Gobain Ecophon. Ее сотрудники сразу же отметили, что классные помещения нуждаются в высокоэффективных звукопоглотителях, позволяющих снизить уровень шума (см. отдельный текстовый блок).
Один из классов был оставлен без изменений, чтобы иметь образец для сравнения. Когда преподаватели вернулись в школу после летних каникул, они сразу же заметили изменения. Особенно это касалось уровня шума.
Вскоре внимание участников проекта сместилось с экономии электроэнергии на акустику и условия труда. Вопреки всем планам оставленный для сравнения класс также был вскоре переоборудован. Муниципалитет в рекордные сроки выделил средства на улучшение акустики сначала в оставшихся больших классных помещениях школы Västervångskolan, а затем и во всех остальных школах Ландскруна.
«Мы почувствовали существенную разницу, говорит Андреас Хелльмер (Andreas Hellmer), заместитель директора школы. «Условия труда заметно улучшились, и теперь нам легче сосредоточиться на главной задаче — учебном процессе».
Уроки больше не похожи на перемены
На сегодняшний день акустика и освещение улучшены уже в 15 классных помещениях школы Västervångskolan.
«Работая заместителем директора, я не часто сам веду уроки, но постоянно бываю в разных классах. Я ясно вижу, как изменилась обстановка. Теперь в классных помещениях царит покой. Стала заметна отчетливая разница между уроками и переменами. Новая акустика классных помещений помогает детям настроиться на учебу после перемены».
Хорошая акустика и хорошее освещение создают условия, в которых учителя и ученики работают лучше и демонстрируют более высокие результаты. Андреас Хелльмер рассказывает о своих наблюдениях:
«Преподавателям не терпится начать урок. Благодаря новой акустической среде они еще больше полюбили свою работу. Не менее важную роль сыграло и новое освещение. Установленные в классах светильники дают мягкий свет, похожий на дневной“.
У детей улучшилось настроение
Иса Ориабуре Андерссон, преподающая в школе Västervångskolan с 2007 года, говорит, что изменения акустики существенно повлияли на ее учеников:
«Раньше они уставали гораздо быстрее и во второй половине дня не могли сосредоточиться. Шумели, вместо того чтобы слушать учителя. Теперь мне удается больше успеть, даже ни разу не повысив голос. Обстановка в классе стала комфортной, у детей улучшилось настроение».
В некоторых школьных коридорах звукопоглотители еще не установлены, и разница очень ощутима.
«Когда я выхожу из класса, мне кажется, что вокруг становится гораздо больше детей. Но это не так, просто в коридоре шумно».
Сейчас нам гораздо проще сконцентрироваться, и пользы от занятий стало больше. Мы успеваем больше сделать в школе, потому у нас меньше домашних заданий.
Пользы от занятий стало больше
Четырнадцатилетняя ученица восьмого класса Элин Лундгрен (Elin Lundgren) говорит, что в новом классном помещении она чувствует себя как внутри большого пузыря, в котором ей гораздо легче сосредоточиться. Раньше, пытаясь поработать в классе, Элин надевала наушники с музыкой, чтобы отгородиться от окружающего шума. Теперь ей это больше не нужно.
«Это так классно, когда каждый занят своим делом! Даже не верится в такое счастье, но теперь мы работаем в тишине! Сейчас нам гораздо проще сконцентрироваться, и пользы от занятий стало больше. Мы успеваем больше сделать в школе, потому у нас меньше домашних заданий».
Андреас Хелльмер считает, что хорошая акустика помогает преподавателям вести уроки согласно учебному плану.
«Учитель должен создать атмосферу, способствующую работе и обучению. Для этого необходимы надлежащие условия. Например, ничто не должно мешать вести урок. Дети ведут себя хорошо, если уровень шума достаточно низок. Это не означает, что в классе должна стоять мертвая тишина. Акустика должна быть такой, чтобы ученики могли работать в маленьких группах, не мешая соседям».
Ученые исследуют влияние акустики
Изменения, осуществленные в школе Västervångskolan, вызвали живой интерес во всем мире. Лундский университет решил провести специальное исследование с целью выяснить, как акустическая среда влияет на работу преподавателей и способность детей к обучению. Вначале исследователи научили преподавателей эффективно использовать голос и общение в качестве инструментов учебного процесса. В рамках исследования преподаватели поработают как в старых классах, так и в новых классах с улучшенной акустикой. При этом будут изучаться различия в поведении преподавателей, а также в самочувствии учеников, их успеваемости и восприятии ими учителей. Преподаватели будут носить на шеях специальные приборы, измеряющие громкость их голоса и громкость окружающего шума.
Мы также собираемся разработать рекомендации по обустройству классных помещений и осветить тему положительного влияния хорошей акустики на учебный процесс.
«Это исследование носит практический характер. Мы надеемся показать, что дети учатся и чувствуют себя лучше в условиях благоприятной акустической среды», поясняет Вивека Люберг Оландер (Viveka Lyberg Åhlander), доцент Лундского университета, специализирующаяся в области логопедии.
«Мы также собираемся разработать рекомендации по обустройству классных помещений и осветить тему положительного влияния хорошей акустики на учебный процесс».
Работа продолжается
Школа Västervångskolan решила не ограничиваться классными помещениями. В актовом зале школы были установлены звукопоглотители и настелено соответствующее гигиеническим требованиям ковровое покрытие. Эффект превзошел все ожидания. В дальнейшем планируется отделать звукопоглощающими материалами стены и потолок школьного холла, в котором располагается кафе. Помимо этого, будет улучшена акустика во всех коридорах.
«Мы хотим, чтобы нашим ученикам нравилось посещать школу, и нам необходимо сделать все возможное для достижения этой цели. Мы должны привить детям любовь к знаниям и желание учиться. Поэтому нам надо создать для них максимально благоприятную обучающую среду», говорит Андреас Хелльмер.
Текст: Lars Wirtén